Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Содержание
  1. Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115
  2. Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки
  3. Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки
  4. Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки
  5. Упрощенная идентификация клиента
  6. Что подлежит обязательному контролю
  7. Как происходит идентификация клиента согласно этому закону
  8. Упрощенная идентификация клиента физического лица микрофинансовыми организациями
  9. 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона
  10. На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
  11. Действия, направленные на реализацию закона
  12. Контроль операций
  13. Основные обязанности финансовых организаций
  14. Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
  15. Обновление ранее полученной информации
  16. Фиксация и представление информации уполномоченному органу
  17. Блокирование счетов
  18. Хранение информации
  19. Права финансовых организаций
  20. Ограничение прав кредитных организаций
  21. Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
  22. Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
  23. Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст
  24. Добавьте себе в закладки этот мини-справочник
  25. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
  26. Не так страшна сама подозрительная сделка, как факт отказа по ней.
  27. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 02.03.12, №375-П
  28. Положение ЦБ РФ550-Пот20.06.2016“Положение о порядке доведения до сведения кредитных организацийи некредитных финансовых организацийинформации о случаях отказав выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом”
  29. Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17
  30. Суть 115 фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  31. Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения
  32. Обзор самых важных его статей и частей
  33. История редакций и изменений закона
  34. Изменения 2018-2021 года
  35. Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция
  36. Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ
  37. 1.Операции с деньгами и другим имуществом
  38. Операции с наличными
  39. Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ
  40. Операции по банковским счетам и вкладам
  41. Иные сделки с движимым имуществом
  42. 2.Сделки с недвижимым имуществом
  43. 3.Операции с поступлениями от иностранных государств
  44. 4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК
  45. 5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа
  46. 6.Операции с эмитированных карт

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:

  • помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
  • открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
  • перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
  • зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.

Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:

  • сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
  • выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • обретение или передача собственности через лизинг;
  • перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
  • купля-продажа «ювелирки», лома таких изделий, драгметаллов и камней;
  • прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
  • предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.

Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки

В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:

  1. Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
  2. Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
  3. Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
  4. Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).

Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки

В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.

Сведения о причастности субъектов к экстремизму или терроризму являются открытыми и размещаются на сайте Росфинмониторинга по адресу: www.fedsfm.ru. Имеющийся на сайте список организаций и граждан разделен на три группы:

  1. Действующие.
  2. Включенные.
  3. Исключенные.

При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:

  • оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
  • проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
  • оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.

Упрощенная идентификация клиента

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 года носит название » О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и, как понятно из названия, предназначен для активной борьбы с терроризмом и отмыванию денег преступным путем. Закон регулирует действия следующих участников:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства;
  • организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе иностранных;
  • государственных органов, которые контролируют на территории России проведение операций с денежными средствами или иным имуществом.

Для того чтобы можно было осуществлять эту борьбу необходимы какие-то признаки, благодаря которым можно было бы выявить нарушающие этот закон операции и принять меры к их устранению. Эти признаки прописаны в этом законе. Кроме этого закон определяет:

  1. ответственность по выполнение или не выполнение определенных, установленных законом, контрольных процедур;
  2. передачу информации по сомнительным операциям в соответствующий орган, а именно Федеральную службы по финансовому мониторингу;
  3. ограничение информации, передаваемой клиентам. Клиенту только сообщат о блокировке счета или приостановлении операций по счету.

Организациями, которые обязаны контролировать организации и физических людей, являются:

  1. страховые организации;
  2. лизинговые компании;
  3. ломбарды;
  4. участники рынка ценных бумаг;
  5. финансовые организации (кроме банков);
  6. банки;
  7. почтовые организации;
  8. букмекеры и тотализаторы;
  9. организации, управляющие НПФ;
  10. организации, управляющие инвестфондами;
  11. организации-посредники сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В общем, контролировать окружающих обязаны все организации, так или иначе связанные с оборотом денег, имуществом, финансами.

Что подлежит обязательному контролю

Согласно этому закону контролю подлежат

Операции, подлежащие контролюХарактеристика подозрительных операцийПримечание
Операции, сумма которых равна или больше 600 000 рублей или операции, сумма которых в валюте эквивалентна 600 000 рублей или большеОперации произведены в наличной форме, а именно было снятие со счета или было зачисление на счет юридического лица наличных денежных средств, если это не обусловлено его обычной деятельностьюЭто сказано в частности в Письме ЦБР №17-Т от 26.01.2005 года
Покупка или продажа наличной валюты
Покупка ценных бумаг физическим лицом за наличные деньги
Внесение физическим лицом наличных денежных средств в уставной капитал фирмы
Зачисление на расчетный счет денег, получение кредита, операции с ценными бумагами – эти операции будут выглядеть подозрительно, если одна из сторон проживает или зарегистрирована в государстве, которое не участвует в международной программе противодействия отмыванию денег и терроризма. Либо одна из сторон имеет счет в банке в таком государствеСуществует перечень таких государств
Размещение денег на депозите, вкладе на предъявителя
Открытие вклада, депозита в пользу третьих лиц с помощью наличных денежных средств
Перевод денег за границу анонимному владельцу счета, точно также перевод из-за границы от анонимного владельца счета
Движение на расчетном счете организации, которая существовала до этого момента меньше 3 месяцев. Также подозрительно, если происходит какое-то движение денежных средств на расчетном счете такой организации при том, что никаких движений денежных средств на этом счете не было с момента ее открытия
Сделки с недвижимость 3 000 000 рублей или больше, либо такие сделки в валюте эквивалентной данной сумме
Операции с деньгами или имуществом, если одна из сторон, организация или физическое лицо, связаны с экстремистской деятельностью или терроризмом

Подлежат контролю также:

  1. сдача в ломбард ценных бумаг, драгоценностей;
  2. выплата страхового возмещения, страховой премии физическому лицу;
  3. финансовая аренда (лизинг) имущества;
  4. переводы денег не кредитными организациями;
  5. покупка или продажа драгоценностей;
  6. получение выигрышей в тотализаторах или аналогичных организациях, выигрыши в лотерею;
  7. предоставление беспроцентных займов организациями, которые не являются кредитными организациями.

Как происходит идентификация клиента согласно этому закону

Важно! Для того чтобы реализация этого закона смогла стать реальной, необходимо сначала идентифицировать клиента. Идентификация – это набор сведений о клиенте.

Этот процесс физические лица и организации, в частности клиенты банков, проходят предварительно, до того, как стать клиентами банка. В процессе идентификации физических лиц задействована следующая информация:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. гражданство;
  3. паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность;
  4. дата рождения;
  5. ИНН (при наличии);
  6. ОГРНИП (ГРНИП) для индивидуальных предпринимателей;
  7. данные миграционной карты – для эмигрантов;
  8. подтверждение законности пребывания в России – для них же.

Для юридических лиц информация будет другая. У них будут проверять:

  1. название организации;
  2. ИНН, ОГРН;
  3. адреса – фактический, юридический;
  4. правовая форма (ООО, ЗАО, АО и т.д.);
  5. для иностранных организаций – данные о регистрации в России (коды и адреса);
  6. адрес(а) регистрации компании в их родном государстве;
  7. данные об учредителях, управляющих;
  8. другую информацию.

Также существует упрощенная система идентификации. В этом случае у физического лица выясняют только фамилия, имя, отчество и паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность. Упрощенная система идентификации проводится в следующих случаях:

  • операции по расчетным счетам не подлежат пристальному контролю (операции, подлежащие обязательному контролю, перечислены в таблице);
  • организация или физическое лицо осуществляющая операции, не является подозрительной;
  • операции по счетам обычные, ничем не выделяющиеся, обоснованные, имеющие смысл.

Также сотрудники перечисленных в законе организаций, проводят субъективную оценку клиента. При этом если клиент по всем признакам не подозрительный, но он не понравился сотрудникам, то у него запросят сведения и документы, чтобы провести идентификацию. Это связано с тем, что отзывы банковских лицензий в основном связаны с действием этого закона.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Упрощенная идентификация клиента физического лица микрофинансовыми организациями

115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

КатегорияСубъекты
Физические лицаРоссийские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предпринимателиКредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

СуммаСуть операции
≥600 тыс. рубОперации с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн рубСделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. рубПолучение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн рубОперации организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммыОдин из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и  несоответствие сделки целям деятельности компании.

Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

ОбязанностьСубъектИнформация
Идентификация клиентаФизическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

[ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА ]

Вы можете не читать 115-ФЗ. Выживание не является обязанностью,” – это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: “Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью”.

Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета. Неопределенность и непонимание механизмов – пугают. Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Добавьте себе в закладки этот мини-справочник

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом: только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний. Вот ссылка на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных. Их будет достаточно, чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

В законе 2 обязанности банка:

  • фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) – ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;
  • фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ.

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка – не синонимы!

Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет. Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.

Не так страшна сама подозрительная сделка, как факт отказа по ней.

С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.

Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 02.03.12, №375-П

В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.

В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.

Положение ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом”

В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, “черный список” или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).

Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17

Суть 115 фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Последнее обновление: 02.02.2021

К сожалению, российскому бизнесу не чуждо такое понятие, как «отмывание денежных средств». Зачастую это происходит для того чтобы уйти от налогов. Но, государство должно и обязано с этим бороться. Поэтому в августе 2001 года был принят соответствующий закон.

Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали.

Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк.

Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам  Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Обзор самых важных его статей и частей

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

В ст. 7 115-ФЗ говорится о правах и обязанностях юридических лиц, осуществляющих в ходе своей деятельности операции с денежными средствами, как наличным, так и безналичным способом. В пункт 3 ч. 1 ст.

7 115 ФЗ, и в других пунктах данной статьи говорится о том, что прежде чем осуществить работу с денежным средствами, организация, осуществляющая такие операции, должна идентифицировать клиента.

Далее приводятся различные методы идентификации, в зависимости от юридического статуса клиента.

  • В главе 3 этого федерального закона говорится об организации деятельности по борьбе с легализацией преступных доходов;
  • Глава 4 содержит в себе нормы международного сотрудничества в сфере действия данного закона;
  • Глава 5 – это заключительные положения. В п. 4 ст. 13 ФЗ 115 говорится об ответственности, к которой будет привлекаться те, кто нарушает действия данного закона.

Даже при тщательном изучении данного закона, могу возникнуть проблемы с кредитными учреждениями. Если счёт будет заблокирован из-за сомнительности сделки, то ожидать скорых денежных операций не стоит.

История редакций и изменений закона

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

Изменения 2018-2021 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона.

Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера.

Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов.

В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение.

Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция

Согласно нормам Закона № 115-ФЗ бане имеет право заблокировать счета своего клиента.

Причин может быть несколько. В частности:

  • есть подозрения, что один из клиентов является террористом;
  • сумма операции составляет 600 тысяч рулей и более;
  • сделка проводится по поручению лиц, которые находятся в розыске;
  • у российского банка появились подозрения в том, что документы, которые переданы в кредитное учреждение для подтверждения, не являются подлинными;
  • счётом клиента заинтересовались налоговики, и по их просьбе произошла блокировка;
  • большое количество операций осуществляется предприятием в пользу некоего физического лица.

Блокировка расчётного счёта для большинства является неприятным сюрпризом. Клиент узнаёт об этом сразу же, как только деньги замораживаются. Невозможно провести никакие операции, даже вывести деньги со счёта на свою личную банковскую карту. Необходимо сразу же обращаться в банк.

Потом нужно составить заявление с просьбой указать причину блокировки. Устно её сообщать никто не будет. Максимум, что скажут, то, что счёт заморожен на основании Закона № 115-ФЗ. В письменном виде дадут более полный ответ.

Проверка будет осуществлять уполномоченными органами примерно 1,5 месяца. В течение этого периода никакие операции с деньгами проводить не получится. Чем быстрее клиент представит подтверждающие документы, тем быстрее счёт будет разблокирован.

Нередко клиенты поступают следующим образом. Они не дожидаются окончания проверки, а закрывают счёт. Потом открывают другой счёт, в другом банке, и сразу же проводят все свои операции. Как только договор с банком расторгается, клиент получает на руки всю заблокированную ранее сумму денежных средств.

В данном контексте хотелось бы сказать о некоторых банках, которые при закрытии счета по инициативе клиента могут удерживать неустойку в размере до 10% от суммы хранящейся на счете. Обычно такие условия прописываются в первичном договоре. В качестве примера можно привести МодульБанк и Тинькофф Банк.

Но необходимо понимать, что нужно делать, если счёт заблокирован, а операции проводить необходимо. Как только счёт блокируется, эта информация поступает во все банки. Поэтому быстро открыть счёт в другом кредитном учреждении может не получиться. Чтобы получить доступ к своим средствам в кратчайшие сроки, необходимо предпринять следующие действия:

  • обратиться в банк с письменным заявлением об уточнении причины блокировки счёта;
  • пока клиент ждёт ответа, он может подготовить все документы, которые могут подтвердить, что совершаемая операция является «чистой»» и не попадает под действия Закона № 115-ФЗ;
  • если причиной блокировки является судебное решение, то необходимо подготовить апелляцию и подать её в вышестоящий суд. Возможно, произошла ошибка, суд это увидит, и счёт будет разморожен в кратчайшие сроки;
  • если никаких поводов для блокировки, по мнению клиента не было, а банк на контакт не идёт, рекомендуется обратиться в юридическую фирму, которая оказывает услуги в данной области. Консультация опытного специалиста поможет быстрее разобраться в проблеме;
  • если нет надежды на разблокировку, то можно закрыть счёт, забрать все деньги, обратиться в другой банк. Как только счёт будет закрыт, а договор с кредитным учреждением расторгнут, можно спокойно обращаться в другой банк. Они не откажут в открытии счёта.

Но чтобы избежать заморозки счёта, необходимо следовать некоторым простым правилам. В частности, банки «не любят»:

  • когда у одной организации есть несколько счётов, и разные операции совершаются при помощи разных счетов. Лучше иметь один счёт и пользоваться им постоянно;
  • у клиента «массовый» юридический адрес;
  • директор находится в возрастной группе до 22 лет или он старше 60 лет;
  • один из учредителей входит в состав учредителей других фирм;
  • неясно и нечётко сформулировано назначение платежа;
  • руководитель не общается с представителями банка, не выходит на связь;
  • низкий налог к оплате по конкретному виду деятельности;
  • штат предприятия состоит только из генерального директора.

Чтобы избежать блокировки, необходимо, чтобы банк «полюбил» клиента. Нужно использовать один только чёт для абсолютно всех операций. Максимум – иметь 2 счёта. Директора нужно назначить среднего возраст – примерно 30 – 50 лет, лучше с высшим образованием  опытом работы в данной области. Тогда будет точно ясно, что он не «подставное» лицо.

Свою деятельность нужно вести как можно прозрачно, иметь на руках все документы, которые могут подтвердить, что сделка законна, нет оснований для заморозки счёта. Тогда можно обойтись «малой кровью» и банк даст доступ к средствам в кратчайший срок.

Стоит быть внимательным! Лучше держать некую сумму денежных средств на счёт в другом банке. Это поможет «выкрутиться», если банк вдруг заморозит счёт.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Сделки подлежащие обязательному контролю по 115 фз

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

О правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: