Николай луганский пианист википедия биография

Пианист Николай Луганский: биография

Николай луганский пианист википедия биография
Пианист Николай Луганский – один из вдохновенных, интеллигентных исполнителей

Российская музыкальная школа традиционно имеет множество отличий от европейской, и еще в большей степени от азиатской, массово порождающей «бездушно-техничных виртуозов».

Еще полвека назад аскетичный и гениальный пианист Артуро Микеланджели заметил, что «там, на востоке Европы», еще не забыли об истинной, духовной составляющей музыки.

За минувшие полстолетия изменилось многое: в России тоже появилось немало техничных музыкантов, которым не хватает искры божьей, однако остались и те, кто сохраняет традиции, стиль и манеру исполнения, свойственную российской школе еще со времен Рахманинова, Чайковского, Горовица.

Один из таких вдохновенных, интеллигентных исполнителей – пианист Николай Луганский, уже сумевший завоевать себе место на мировом музыкальном олимпе.

статьи

  • Особое звучание классики
  • Биографический очерк

Особое звучание классики

«Типичный представитель МГК» – это сравнение, наверное, должно звучать как попытка оскорбить «представителя», на деле же является отличным комплиментом.

Московская консерватория выпустила в мир невероятное количество виртуозов, сумевших стать ценностью для всей земли. В рядах выдающихся выпускников этого замечательного учебного заведения числится и Николай Луганский.

Его игра, минуя темные закоулки излишнего увлечения «механической техничностью», сумела вобрать все лучшее, что могли предложить центральная музыкальная школа и консерватория в Москве.

Луганский остается уникальным явлением в российской музыке

Этот вдохновенный интерпретатор, обладая блестящей техникой игры, обладает ныне редким даром творчески подходить к материалу, один из немногих, он способен явить на свет искру божью в произведениях Бетховена, явить редкое «инферальное звучание» Моцарта, сыграть любой достойный материал так, чтобы пресыщенный зритель вновь открыл для себя тысячи раз «обсосанные» мелодии в совершенно ином воплощении.

Сейчас в России немало профессионалов, способных показать высокий класс: Володин, Коробейников, Юрий Богданов – каждый из них имеет неповторимый стиль и глубокое, сильное звучание. Однако, ни в чем не уступая именитым коллегам, Луганский остается уникальным явлением в российской музыке.

Играть классику можно по-разному: каждая школа – французская, немецкая, итальянская – предлагает собственное решение высоких задач уникального звучания.

Но любой истинно виртуозный пианист «создает свою классику», что и свидетельствует о гениальности. Николая Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом», затем также сравнивали с Альфредом Корто.

Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом»

Причины этих сравнений несложно понять: Корто, страдая «провалами в памяти» и некоторой «нестройностью» техники, играл так, что недостатки становились всего лишь особенностями стиля вдохновенного интерпретатора, способного «заново сочинять классику».

«Строптивец» Святослав Рихтер, образец нестандартного российского пианизма, всегда оставался вне рамок и шаблонов, рождая звучание классики завораживающее, мощное, ни на что не похожее.

Николай Луганский имеет немало общего с именитыми предшественниками: он играет легко, сильно, при этом умудряясь совмещать высочайшее совершенство техники с духовным звучанием, раскрывая тонкую интеллигентность классических произведений.

Как и предшественники, Луганский играет ради музыки; его выступление это момент творения, в котором зал, аудитория и пианист становятся единым целым, ведомые волнами музыки к осознанию некоего высшего совершенства.

«Если раньше человек жил для того, чтобы что-то давать, то сейчас он даже на биологическом уровне приучен к тому, чтобы получать. Если человек идет на концерт, чтобы что-то получить, расслабиться и успокоиться, то это плохой слушатель. Хороший – идет, чтобы вместе с исполнителем создать что-то высокое и значительное.

Человек должен работать над собой, совершать усилие, чтобы приобщаться к высочайшим проявлениям человеческого духа. А зачастую современный слушатель уверен в обратном: он заплатил деньги и за это должен что-то получить.

Но в любом зале я чувствую людей, которые отдают себя вместе с исполнителем», – говорит на этот счет сам исполнитель, всегда находя в зале нужный отклик.

Луганский сейчас – это шанс услышать эмоционального мастера, прийти на концерт и вновь насладиться игрой, которую можно было услышать от Корто, Фишера, Микеланджели, шанс снова «живо» соприкоснуться с классикой, которая, казалось, ушла в прошлое со смертью знаменитых виртуозов.

Биографический очерк

Первым учителем Луганского был сосед по даче – пианист и композитор

Николай Луганский родился 26 апреля 1972 года в Москве, его родители были научными сотрудниками, далекими от музыки, но сумевшими вовремя разглядеть потенциал сына (схожими были в этом плане судьбы Юрия Богданова и Андрея Коробейникова – других современных российских виртуозов).

Первым учителем Луганского был сосед по даче – пианист и композитор, к которому юноша с пяти лет бегал учиться музыке, проявляя особенности вундеркинда в умении сыграть Баха или Бетховена на слух. Можно сказать, что с юных лет призвание пришло к Луганскому, точно и наверняка избрав его для карьеры пианиста.

  • Серьезное начальное музыкальное образование Луганский получил у знаменитой преподавательницы Т. Е. Кестнер в Центральной музыкальной школе. В руках у этой «вдохновенной» и «яркой» женщины талант юного виртуоза сумел раскрыться в полной мере. Среди других именитых учеников Кестнер можно выделить Андрея Гаврилова и Николая Петрова.Ныне Луганский является солистом Московской филармонии
  • К 1995 году Луганский с успехом заканчивает Московскую консерваторию, в которой ему преподавали Татьяна Николаева и Сергей Доренский, учителя, с которыми затем оказалась тесно связана жизнь Николая. Под руководством Доренского Луганский затем закончил ассистентуру-стажировку и начал преподавать в консерватории с 1998 года под руководством профессора.
  • Первым успехом для Луганского стала победа на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов в Тбилиси, за которой последовали малые и большие триумфы в различных российских и международных конкурсах. В том числе второе место на десятом конкурсе имени Чайковского (формально высшая оценка этого состязания, поскольку первая премия в том году присуждена не была).
  • Одним из крупнейших триумфов Луганского стала английская премия Теренса Джадда как самому многообещающему пианисту молодого поколения. Также он был назван лучшим солистом 2001–2002 гг. по версии газеты «Музыкальное обозрение».
  • Ныне Луганский является солистом Московской филармонии, преподает в Московской консерватории, в 2013 году он был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации». Ежегодно Николай Луганский дает огромное количество концертов, участвует в престижных музыкальных конкурсах и фестивалях, выступает в знаменитых концертных залах как в России, так и за рубежом.
  • У Николая Луганского есть жена Лада и трое детей, помимо музыки он увлекается шахматами, является мастером спорта в этой дисциплине.

Концерты Николая Луганского – это реальный шанс увидеть и услышать классику так, как она исполнялась старинными мастерами, прикоснуться к истинно духовному звучанию музыки. А многочисленные, удостоенные пристального внимания и различных наград записи Луганского – это шанс услышать у себя дома, как звучит истинная, чистая российская классика.

(5 4,60 из 5)
Загрузка…

Луганский Николай: биография и премии

Николай луганский пианист википедия биография

Это один из самых востребованных пианистов мира. Луганский Николай является примером того, как можно добиться признания и стать известным, не внося красочные элементы шоу в свою программу.

Он играет в престижных залах мира, а гастрольный лист пианиста заполнен более чем на год вперед. В репертуаре интеллигентного, ненапыщенного, мастера камерной музыки более 100 сольных программ и около 50 концертов с оркестром.

У Николая с десяток престижных премий и наград, а в России он — заслуженный и народный артист.

Родители

Николай родился в Москве в 1972 году. На тот момент в семье Луганских уже подрастал старший сын Кирилл. Мама Анна Николаевна, окончив университет им.

Ломоносова, работала в институте биохимии, где защитила диссертацию и стала кандидатом биологических наук. Отец Лев Борисович — человек, жизнь которого была связана с физикой. Он работал в институте физических проблем и имел степень доктора технических наук.

Кирилл первым из семьи выбрал профессию, относящуюся к музыке. Он стал мастером струнных инструментов.

https://www.youtube.com/watch?v=2gczPWFFVOg

Родители любили музыку. Лев Борисович отлично разбирался в опере, а Анне Николаевне по душе была фортепианная классика. Они и думать не могли, что их сын, Луганский Николай, в будущем станет известным всему миру пианистом.

Пусть всегда будет солнце

Лев Борисович никогда не хотел, чтобы его сын познавал нотную грамоту. Виной тому стали собственные наблюдения за детьми дружественных Луганским семей. Он видел, как тяжело дается детям музыкальное обучение, как они ради этого жертвуют игрой в футбол и другими ребяческими забавами.

Однажды Лев Борисович ради собственного любопытства приобрел крошечное пианино и принес его домой.

Когда он начал подбирать на нем мелодию Аркадия Островского «Пусть всегда будет солнце», Коля стал говорить отцу, что тот не попадает в ноты. Луганский старший решил проверить слух ребенка.

Он объяснил, что существует 7 нот, если звук повышается на полтона, то это, наоборот, бемоль. И затем начал нажимать на клавиши, а Коля стал их отгадывать.

В возрасте 5,5 лет обнаружилось, что ребенок обладает абсолютным слухом. С первого раза Николай запомнил звуковую высотность нот. Это стало поводом для покупки настоящего пианино.

Первый учитель

В шесть лет родители купили чешское пианино «Петрофф». Лев Борисович утром перед работой объяснил сыну значения басового и скрипичного ключа, а придя вечером домой, был ошеломлен. Коля играл двумя руками на пианино по нотам, которые видел впервые. А ноты в семье имелись, поскольку старший сын Кирилл к этому моменту уже познал музыкальную грамоту.

В одном из интервью отец вспоминает тот момент, когда открыл талант сына. Он говорит: «Я нажимаю 5 нот, Коля, не видя клавиатуры, с точностью перечисляет их. Когда я беру аккорд двумя руками, то сын снова называет все 10 нот».

Конечно же, такой дар требовал развития, поэтому родители обратились к соседу по даче Сергею Александровичу Ипатову, чтобы тот взял на обучение их сына. Это был талантливый музыкант, у которого за плечами была консерватория.

Он сначала скептически отнесся к предложению, но когда Луганский Николай в присутствии Сергея Александровича сел за инструмент и на слух стал подбирать 20 сонату Бетховена, тут стало очевидным, что мальчик действительно одаренный.

Отношение к музыке

Первыми пластинками с классическими произведениями у маленького Коли были «Шопеновские баллады и вальсы» и «Сонаты Бетховена». Николай Луганский (фото переполненных залов с концертов которого доказывают всенародную любовь публики), будучи пятилетним ребенком, уже тогда переживал невероятные ощущения от прослушивания финальных аккордов “Лунной сонаты”.

Давая интервью, он говорил, что на тот момент он уже не был непосредственным ребенком: «Я знал, что такое война, слышал о смертях, разрушениях.

Отец рассказывал принцип действия нейтронной бомбы, которую американцы разработали к тому времени.

Но все существующие мировые проблемы, катастрофы были настолько ничтожными по сравнению с тем, какое музыкально яркое впечатление производил на меня финал “Лунной сонаты”». Музыка для него была и остается важнее жизни.

Музыкальная школа и консерватория

Николай обучался в центральной музыкальной школе (ЦМС) у Т.Е. Кеснер.

Затем Луганский поступил в консерваторию, где его преподавателем стала советский композитор и пианистка Татьяна Петровна Николаева, после смерти которой он перешел под педагогическое крыло С.Л. Доренского.

Под руководством последнего из перечисленных педагогов Луганский Николай Львович окончил ассистентуру-стажировку, что позволило ему с 1998 года преподавать в Московской консерватории по классу фортепиано.

В беседе с журналистами ему задали вопрос о том, видит ли он в своих учениках какой-то особенный дар, который может привести их на большую сцену.

На что Николай Луганский, пианист из плеяды лучших музыкантов, ответил: «Когда человек начинает побеждать во всех конкурсах, тут же находятся люди, которые говорят о том, что видели талант и предрекали большое будущее этой личности, хотя до момента его признания никогда и никому об этом не сообщали».

И тут же Николай провел параллель со своими педагогами и сказал: «Все мои учителя разные, и они никогда не рекламировали себя за счет таланта своих учеников».

Победы и концерты

В 1988 году на конкурсе в Тбилиси впервые произнесли: «Николай Луганский (фортепиано), Москва – победитель I Всесоюзного конкурса юных музыкантов». Эта награда стала первой в многочисленном списке его побед. В этом же году в Лейпциге Луганский стал лауреатом Международного конкурса им. И.С. Баха.

https://www.youtube.com/watch?v=TswO3B77WA8

В 16 лет он с Татьяной Петровной был приглашен в Канны на концерт Моцарта. А уже через два года (1990) Николай посетил Париж не в качестве конкурсанта, а как солист концертной программы. После своего первого сольного выступления во Франции Николай Луганский концерты начал давать по всему миру.

Ему рукоплескала публика Нидерландов, Германии, Греции, Швейцарии, Испании, Японии. Но не забывает Николай Львович и о русском народе, нуждающемся в получении «культурного удовольствия». Ежегодно маэстро приезжает в Иваново в музей-усадьбу своего любимого композитора и исполнителя С.В.

Рахманинова, где дает благотворительные концерты.

Кстати, первую премию на конкурсе им. С.В. Рахманинова Николай получил в 1990 году в Москве. Он, готовясь к выступлению, выучил наизусть 17 этюдов великого русского композитора Сергея Васильевича.

Луганский Николай имеет три немецкие премии: за лучшее инструментальное исполнение; за лучшее камерное исполнение и от критиков за запись концертов Рахманинова. В 2013 году Николаю Львовичу присвоили звание Народного артиста РФ.

Николай Луганский: личная жизнь, увлечения

На личную жизнь у востребованного пианиста остается совсем не много времени. Постоянные гастроли, перелеты забирают половину времени, которую Николай вынужден проводить вне дома.

Со своей женой Ладой он познакомился на вечеринке у друга. По образованию она фармацевт, а по призванию — терпеливая к постоянному отсутствию своего мужа жена. У пары трое детей.

После выступлений по возвращении домой Николай любит поиграть со старшим сыном в футбол и теннис. Из более спокойных игр важное место среди увлечений пианиста занимают шахматы. Любимая игра в этом спорте — шведки, когда соревнуется две пары и «съеденная» у противника фигура, передается напарнику, который переставляет ее на свою доску.

История из жизни

Есть в жизни гениального камерного исполнителя и курьезные случаи. В одном интервью родители рассказали, как, отыграв программу на Канарских островах, Николай решил на следующий день искупаться в Атлантическом океане.

Когда он пришел на пляж, то не обнаружил ни одного отдыхающего, но это не помешало ему сделать шаг в сторону воды.

Он поплыл, а вернуться к берегу никак не мог, поскольку отлив отбрасывал Николая обратно в океан. И температура воды была очень низкой. Чудом из ближайшего кафе кто-то позвал на помощь, пианиста спасли.

Хорошо, что такой рискованный поступок обернулся для семьи Луганских спасением Николая.

персоналии – Луганский Николай Львович

Николай луганский пианист википедия биография

Родился в г. Москве. Играть на фортепиано начал в возрасте 5 лет. Учился в Центральной музыкальной школе (1979-1990). В 1995 г. окончил Московскую консерваторию (его учителями были Т. Е. Кестнер, Т. П. Николаева и С. Л. Доренский), в 1997 г. окончил ассистентуру-стажировку (руководитель — С. Л. Доренский).

Фотографии и другие материалы о Луганском можно найти на официальном сайте пианиста.

С 1998 г. Луганский является ассистентом профессора С. Л. Доренского по классу специального фортепиано (с 2007 г. работает на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Л. Доренского).

Еще в школьные годы Луганский начал выступать с концертами в Москве и других городах России. Его первое выступление с оркестром состоялось в Нижнем Новгороде в 1981 г.  В 1986 г. он дал свой первый сольный концерт в Москве, запись которого фирма «Мелодия» выпустила на двух грампластинках. В январе 1988 г. он впервые выступил за рубежом на международной конференции МИДЕМ во Франции.

Луганский ведет активную концертную деятельность. Его репертуар богат и разнообразен, он включает в себя произведения различных эпох и стилей от Баха до современных композиторов.

Пианист участвует в различных филармонических абонементах Большого зала консерватории, где он выступает с сольными концертами, с оркестрами и камерными ансамблями. Луганский выступал в 320 городах 44 стран мира: России, Западной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и стран СНГ.

За период 1988-2006 гг.

он дал свыше 1100 концертов, выступая в престижнейших культурных центрах всего мира, таких как Concertgebouw (Амстердам), Palais des Beaux-Arts (Брюссель), Wigmor Hall и Royal Albert Hall (Лондон), Gaveau, Theatre des Champs Elysees (Париж), Conservatoria Verdi (Милан), Gasteig (Мюнхен), Hollywood Bowl (Лос-Анджелес), Avery Fisher Hall (Нью-Йорк), Auditoria Nacionale (Мадрид), Konzerthaus (Вена), Suntory Hall (Токио) и многих других.

На свои концерты пианист неизменно собирает полные залы как в России, так и за рубежом.

Лучшие оркестры мира – Концертгебау-оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Бирмингемский симфонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России, Российский национальный оркестр и другие регулярно приглашают его в качестве солиста.

В его репертуаре 50 концертов русских и зарубежных композиторов для фортепиано с оркестром, которые он исполнил на сцене почти 600 раз в сотрудничестве с более чем 165 дирижерами мира, среди которых такие выдающиеся музыканты, как К. Нагано, Е. Светланов, М. Плетнев, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, В. Федосеев, И. Шпиллер, В. Гергиев, В.

 Спиваков, К. Эшенбах, П. Берглунд, Н. Ярви, М. Горенштейн, К. Мазур, Ю. Садо, Р. Шайи, В. Юровский, С. Орамо, Э. Кривин, А. Ведерников и многие другие. Луганский также хорошо известен у нас в стране и за рубежом как прекрасный ансамблист и интерпретатор камерной музыки. Он регулярно выступает в ансамбле с выдающимся скрипачом современности В.

 Репиным.

Его партнерами были виолончелисты А. Князев, А. Рудин, М. Майский, певица А. Нетребко, квартет им. Д. Д. Шостаковича, пианист В. Руденко, скрипачка И. Фауст, кларнетист Е. Петров и другие прославленные музыканты.

Его постоянно приглашают на престижнейшие музыкальные фестивали в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), фестиваль в Вербье и И.

 Менухина (Швейцария), фестиваль BBC и Моцартовский фестиваль (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве и другие.

Дискография

Луганский записал 3 грампластинки, 23 компакт-диска и один DVD-диск, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции. Записи пианиста, выпущенные на Warner Classics, в течение нескольких лет удостаивались премии Golden Diapason.

  • Все этюды Шопена (фирма Erato). За этот диск Луганский был удостоен награды «Diapason d’Or l'Annee» как лучший инструменталист 2000 г.
  • Прелюдии и музыкальные моменты C. Рахманинова. Награды “Diapason d’Or” 2001 г.
  • Прелюдии Шопена (фирма Erato). Награды “Diapason d’Or” 2002 г.
  • 1-й и 3-й концерты С. Рахманинова с Бирмингемским симфоническим оркестром п/у Сакари Орамо (фирма Warner Classics). Две награды: Choc du Monde de la Music и  Preis der deutschen Schallplattenkritik.
  • 2-й и 4-й концерты С. Рахманинова с Бирмингемским симфоническим оркестром п/у Сакари Орамо (фирма Warner Classics). Премия Echo Klassik 2005, ежегодно присуждаемая Германской академией звукозаписи.

Публикации об этом педагоге:

Отзывы прессы

  • «…Луганский со всей очевидностью обладает техническими возможностями, которые заставят побледнеть большинство его коллег. Работа его пальцев точна, туше изысканно, употребление педали обдуманно. Но Луганский не только великолепный виртуоз, он прежде всего пианист, который целиком погружается в музыку за красотой…» («Bonner Generalanzeiger», 30.01.1999)
  • «…пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…» («The Daily Telegraph»)
  • «Главное в его игре – изысканность вкуса, стилистическая и текстовая безупречность… Инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых » («The Boston Globe»)
  • А вот что написал ведущий французский музыкальный критик Алан Ломпеш о Николае Луганском: «…Луганский не просто самый замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи…» (Le Monde, 7.08.1999)

Николай Луганский: В России власть понимает важность диалога с культурой

Николай луганский пианист википедия биография

Николая Луганского называют неповторимым интерпретатором музыки Рахманинова. Этот «пассаж» долгие годы сопровождает творчество артиста, рискуя превратиться в навязчивый штамп. Луганский блистательно исполняет сочинения Брамса, Бетховена, Дебюсси, Шопена, Чайковского…

Всех композиторов в одной строке не перечислишь, ведь маэстро дает порядка сотни выступлений в год. «Ковидный» сезон скорректирует эту статистику.

Догнать и перегнать Америку

— Николай Львович, до сих пор вы меньше выступали в России, нежели за рубежом. Почему?

— Отвечая на ваш вопрос, я не стану пускаться в рассуждения общего порядка, а буду опираться на сухую статистику.

Мой замечательный папа, которому недавно исполнилось 80 лет, ведет своего рода гроссбух, начиная где-то с 1990-х годов, где фиксирует все мои выступления.

Они разбиты на две отдельные базы: в одной представлены концерты с указанием страны, в другой — городов. Например, с начала 1990-х до 2016 года я дал в нашей стране 586 концертов.

Для сравнения: во Франции — 259, в Германии 191, в Великобритании — 174, в США — 150 плюс данные еще по нескольким азиатским странам.

Сравнивать общее количество выступлений за границей с аналогичными данными по стране не очень корректно. Потому как в «зарубежный» список входит более пяти десятков стран.

— А какие это города?

— Статистика выступлений с перечислением городов дает уже другую картину. В России я играл в 49 городах. Для сравнения, во Франции — в 57, в Германии — в 55, в США — в 52-х. А сколько в России приличных залов c хорошими роялями, где можно было бы играть классическую музыку? Отвечаю: конечно, меньше, чем в Америке, Японии и во многих странах Европы.

В России достаточно еще городов, где до сих пор нет достойных залов. Инструмент можно купить, но построить современный зал — это дорогой по финансовым меркам проект. В перечисленных зарубежных странах такой проблемы не существует, они живут богаче, чем та же российская провинция.

— Как быстро нам можно догнать и потом перегнать Америку по количеству залов?

— За последние несколько лет в стране построили несколько замечательных залов: Белгород, Омск, Новосибирск. У этого города с богатыми музыкальными традициями был ужасный зал до последнего времени, сейчас там замечательная площадка. Список я привел не весь.

Стремление открывать новые концертные площадки пока, к счастью, просматривается. Но есть много российских городов, куда я не приезжал с гастролями и где я хотел бы поиграть.

— А современный зал в имении Ивановке, тесно связанном с именем Рахманинова, когда-нибудь построят? Скоро ведь юбилей композитора.

— Я мечтаю об этом лет двадцать. Проект такого рода требует не только огромных денег, но и серьезного административного ресурса. В Ивановке сейчас есть открытая сцена, очень хорошая.

Этим вопросом занимался Михаил Васильевич Плетнев. Но эта площадка рассчитана на крупные мероприятия только в теплое время года.

А зала для фортепианных, вокальных вечеров, концертов камерных ансамблей там до сих пор нет.

«Для двух зрителей сыграю с той же самоотдачей»

— Весной и летом прошлого года, в период локдауна, Московская филармония организовала серию живых концертов без публики. Практически все ваши коллеги забраковали этот проект, говоря о том, что играть в вакууме очень сложно. Вы тоже считаете сомнительной эту практику?

— Давайте не будем обсуждать, кто и что об этих концертах без публики говорил, а лучше посмотрим, кто в них играл. Это Денис Мацуев, Юрий Башмет, Борис Березовский, из скрипачей — Вадим Репин, Павел Милюков, Никита Борисоглебский, виолончелист Александр Рудин и многие другие известные артисты.

— Я имею в виду эмоциональную составляющую таких концертов.

— Безусловно, энергетика зала передается артисту в виде некой подпитки, при пустом зале этой «химии» нет. Но, со своей стороны, могу сказать, что если меня слушает два человека, то я буду играть с той же самоотдачей, с тем же эмоциональным отношением, как и в присутствии нескольких сотен зрителей. Я думаю, многие состоявшиеся исполнители поступают точно так же.

— Эти проекты будут иметь продолжение?

— Да. Могу так сказать, но с сожалением, потому как пандемия в ближайшее время никуда не денется. Нужно, чтобы искусство во время «вирусного» периода продолжало жить в разных форматах. От живых концертов в пустых залах не нужно отказываться в период санитарных ограничений.

«Лучшие кадры и большие деньги бегут в Москву»

— Вы родились в Москве и считаете, что вам сильно повезло в плане так называемых социальных лифтов. Для становления карьеры музыканта, играющего классику, по-прежнему ли важно, где родиться: в столице или провинции?

— Нынешний сезон 2020/2021 годов нужно выделить отдельно. Он многими людьми воспринимается как цепь трагических событий — и не только по причине болезней и смертей родственников, друзей.

Прошедший 2020-й стал печальным годом для многих молодых музыкантов, особенно для тех, кто сейчас заканчивает или окончил недавно высшие учебные заведения, консерватории. Для них все происходящее в их профессиональной среде превратилось в драму.

Они отучились 15 лет и выходят из вузов с ощущением своей ненужности из-за сворачивания концертной деятельности.

— Если не брать в качестве примера нынешний сезон?

— Если вынести за скобки нынешнюю ситуацию, то Россию отличает от того же Запада разная степень доступности культурных событий и музыкального образования в столице, крупных городах и небольших населенных пунктов. Гигантская страна, в которой огромные территории до сих пор имеют проблемы, связанные с отсутствием нормального транспортного сообщения.

Мне, например, пришлось лететь из Южной Кореи в Новосибирск через Москву: прямого авиарейса нет. Поэтому, если человек живет где-то между крупными сибирскими городами, то ему стать серьезным артистом в сфере классической музыки очень трудно. Нужен переезд.

https://www.youtube.com/watch?v=nuHLXg8vNz4

Одним из главных достижений советского музыкального образования стала в свое время организация интернатов для одаренных детей, учившихся в таких учреждениях как, например, Центральная музыкальная школа при Московской консерватории. И по этому принципу в СССР стали открываться такие же школы в Ленинграде, Новосибирске, Минске, Киеве.

Но после распада Союза процесс затормозился, а разница между Москвой и провинцией в плане финансовой обеспеченности и объемов денежных вложений в культуру стала еще больше. Все складывается сейчас таким образом, что лучшие кадры и большая часть бюджетных средств оказывается в Москве, в первую очередь, и в Петербурге — во вторую.

— Что вы скажете об образовательном центре «Сириус» в Сочи, где есть секции, посвященные классической музыке?

— Само существование этого центра не в Москве — уже по определению хорошее начинание. Любое вливание денег в музыкальные проекты не в Москве и не в Петербурге, а в других городах я горячо приветствую и поддерживаю.

«Классическую музыку слушают в тишине»

— Вас неизменно называют лучшим в мире исполнителем музыки Рахманинова. Нет желания избавиться от этого приятного штампа, ведь в вашем репертуаре — более 50 фортепианных концертов разных авторов?

— Последние лет пятнадцать меня зовут играть в Европе Бетховена, Брамса, Грига, Бартока… Но если речь идет о молодом российском пианисте, то его чаще всего позовут на Запад исполнять русскую музыку.

Я играл и продолжаю играть Рахманинова, и никакого дискомфорта по поводу того, что у многих слушателей мое творчество в первую очередь ассоциируется с именем этого композитора, я не ощущаю. Я безумно люблю музыку Рахманинова, и мне приятно, что публика прочно связала меня с творчеством этого великого творца.

Допускаю, что если человек не имел обыкновения ходить в консерваторию и вдруг решил открыть для себя мир классической музыки, то ему, как правило, свой интерес нужно связать с каким-то отправным моментом. Имя исполнителя на афише может быть ему неизвестно, артистов сейчас много. Но Рахманинов — это гениальный композитор, один из пяти-шести величайших в истории музыки.

— Я заглянула на ваши странички в соцсетях и увидела посты, где люди жалуются на малое количество информации о вас. Фотки, лайки, смайлики — это не ваша стихия?

— Соцсети не являются для меня способом общения с публикой.

Несмотря на популярность соцсетей, я по-прежнему считаю диким курьезом делать текущие события сугубо личного характера достоянием человечества и выкладывать, например, видео, где готовится завтрак, который потом банально съедается. Эти «репортажи» меня удивляют, но вовсе не раздражают. Прошел человек по парку и запечатлел променад на фото. Здорово! Но я так не буду делать.

До марта 2020 года я рассуждал так: хочется рассказать о своей жизни, досуге — давайте встретимся где-нибудь в кафе, например, и поговорим на нормальном русском языке, посмеемся, если есть причины, и прекрасно обойдемся без всяких смайликов и кривых рожиц.

— А разве не интересно посмотреть фотографии, сделанные другими людьми во время путешествий?

— Действительно, есть люди, которые умеют хорошо фотографировать. Если они выкладывают красивые фотографии из разных уголков мира, то инициатива замечательная. Но количество «умнейших» в кавычках мыслей, которыми делятся все, кому не лень, зашкаливает.

Страсть к графомании вызывает у меня глубочайшее недоумение. Почитайте Гете, Пушкина, Чехова… Там столько умных мыслей. Возможно, я чего-то не понимаю в современных коммуникациях — в частности, того многословия и пустословия, которое часто присутствуют в соцсетях.

Мне однажды рассказали, что если в японской корпорации случается производственный кризис и никакие планы по спасению бизнеса не помогают, сотрудников собирают в одной комнате, где после небольшого обсуждения проблемы наступают молчание.

И после него рождается верное решение по выходу из кризиса.

Понятно, что в этом примере просматривается некий символ. Но классическую музыку тоже слушают в тишине…

«В России для власти важен диалог с культурой»

— Некоторое время назад на мероприятии в Кремле, где вам вручали Государственную премию в области культуры и искусства, в первом ряду сидела ваша дочь в майке в поддержку Ивана Голунова. Не промелькнула мысль, что после этого инцидента вас не будут приглашать на статусные концерты в России?

— Мне даже в голову не приходили такие мысли. Тех или иных концертов я могу лишить себя исключительно сам.

Важно другое. Это мероприятие в Кремле разделило журналистов на две категории. Одним было интересно, какое открытие сделал ученый, кого вылечил медик, что сочинил Родион Щедрин, что играл Николай Луганский. А другие выхватили из этой церемонии историю с моей дочерью. Я думаю, что инцидент с майкой «выстрелил»: СМИ ищут сенсации, скандалы, которые обеспечат пресловутые лайки.

В одном из своих ранних романов Виктор Пелевин «Generation «P» написал, что новость становится важнее, чем сама реальность. Более того, реальность зачастую должна соотноситься с той новостью, которую запустили в СМИ.

Пелевину не откажешь в даре предвидения, ведь роман написан почти 30 лет назад, когда выстраивались не только новая политика или экономика, но и общественное мышление.

Сейчас действительно важно не само событие, а то, что сказали по этому поводу в новостях, какую картинку дали в сюжете.

— Артисты российских театров и филармоний во время карантина продолжали получать зарплату. Сейчас на Западе ввели второй локдаун, и там музыканты выходят на митинги, требуя от властей более внятной финансовой поддержки. В нашем случае это советский, человечный, стратегический подход к проблеме?

— У нашего государства, видимо, есть четкое политическое понимание того, что с представителями культурного сообщества, исходя из соображений прагматического характера, нужно конструктивно общаться, вести диалог. Российские власти знают, что люди, имеющие отношение к культуре, не будут замалчивать о своих проблемах. Я намеренно не даю такому положению вещей личной оценки.

— Вы хотите сказать, что в России сложилось культурное сообщество, которое способно отстаивать свои интересы в диалоге с властями?

— Безусловно. Я тут же привожу пример с Риккардо Мути. Знаменитый дирижер адресовал премьер-министру Италии письмо с просьбой пересмотреть решение о введении повторного локдауна.

Насколько я знаю, правительство Италии очень формально отреагировало на этот призыв авторитетнейшего человека в мире классического искусства.

Если бы в России была аналогичная ситуация и такое письмо написал, скажем, Валерий Гергиев, я думаю, что и общество, и пресса, и журналисты, и власть придали этому обращению большее значение.

Российских чиновников, опять же, по моему мнению, очень волнует, как к ним относятся известные музыканты, видные деятели искусства страны.

Европа к такому порядку вещей не очень склонна, а в Америке властям и представителям культуры вообще, по большому счету, наплевать друг на друга.

Люди при власти там исходят из такой логики: мол, покричат, повозмущаются культурные элиты какое-то время и в итоге каждая сторона останется при своем.

Это также исключительно мое мнение на затронутую вами тему.

Пианист и музыкальный педагог Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу и Московскую государственную консерваторию им. Чайковского. Преподает там же с 1998 года.

Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (1990), Международной летней академии университета Моцартеум (1992), Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1994).

Дает около ста концертов в год. В репертуаре — более 50 фортепианных концертов разных эпох и стилей. Сотрудничает с лучшими оркестрами мира. Активно гастролирует по России. Выступает на сценах Амстердама, Лондона, Парижа, Вены, Милана, Мюнхена, Мадрида, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио.

Народный артист России (2013), удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова (2016) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства — за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры (2019).

Николай луганский развод – Окно права

Николай луганский пианист википедия биография

Пианист Николай Луганский – один из вдохновенных, интеллигентных исполнителей

Российская музыкальная школа традиционно имеет множество отличий от европейской, и еще в большей степени от азиатской, массово порождающей «бездушно-техничных виртуозов».

Еще полвека назад аскетичный и гениальный пианист Артуро Микеланджели заметил, что «там, на востоке Европы», еще не забыли об истинной, духовной составляющей музыки.

За минувшие полстолетия изменилось многое: в России тоже появилось немало техничных музыкантов, которым не хватает искры божьей, однако остались и те, кто сохраняет традиции, стиль и манеру исполнения, свойственную российской школе еще со времен Рахманинова, Чайковского, Горовица.

Один из таких вдохновенных, интеллигентных исполнителей – пианист Николай Луганский, уже сумевший завоевать себе место на мировом музыкальном олимпе.

статьи

  • Особое звучание классики
  • Биографический очерк
О правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: