Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица

Содержание
  1. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год: правила и сроки
  2. Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2016 год
  3. Оквэд в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год
  4. Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год и особенности его заполнения
  5. Ответственность за непредставление
  6. Контролируемые сделки: критерии, таблица, порядок заполнения уведомления для ФНС
  7. Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020
  8. Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018
  9. Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках
  10. Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год
  11. Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020 год
  12. Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020 год
  13. Контролируемые сделки кто относится к этой категории, таблица 2020 года
  14. Контролируемые сделки в 2020 году — таблица с критериями
  15. Критерии контролируемых сделок в 2020 году
  16. Контролируемые сделки – критерии на 2017 год
  17. Контролируемые сделки
  18. Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами
  19. Обстоятельства для признания сделки контролируемой
  20. Сделки, не признаваемые контролируемыми
  21. Предмет контролируемых сделок
  22. Особенности признания сделок контролируемыми
  23. Кузнецов Федор Николаевич
  24. Контролируемые сделки и ТЦО 2017: критерии, таблица, расчет, штрафы | «Правовест Аудит»
  25. Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании
  26. Что такое контролируемые сделки?

Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год: правила и сроки

Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица

До 20 мая все налогоплательщики должны направить в адрес своих территориальных органов ФНС уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Если этого не сделать, придется заплатить крупный штраф. PPT.ru расскажет, как правильно оформить этот отчет.

В соответствии с нормами статьи 105.16 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики, как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2016 году совершали контролируемые сделки любого характера и направленности, обязаны проинформировать об этом налоговые органы.

Специально для это предназначена отчетная форма, которая называется уведомление о контролируемых сделках за 2016 год. Она утверждена приказом ФНС России от 27.07.

2012 № ММВ-7-13/524@ и должна применяться с учетом поправок, которые еще не утверждены ФНС, но рекомендованы к использованию, так как именно в них есть указание, какой ОКВЭД ставить в уведомлении о контролируемых сделках.

Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2016 год

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами, а также те сделки, которые к ним приравнены, обладающие определенными признаками. Такое определение дано в статье 105.14 НК РФ. Нормами этой же статьи определены исчерпывающие признаки, в частности:

  1. годовая сумма доходов превышает 1 млрд рублей (60 млн рублей в оговоренных случаях);
  2. местом регистрации/жительства/резидентства всех участников является территория России;
  3. одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Существует несколько исключений. В частности, даже те сделки, которые отвечают вышеперечисленным условиям, но совершены участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, контролируемыми не признаются.

Так же могут не беспокоится партнеры по бизнесу, которые зарегистрированы в одном и том же субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за его пределами, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов и не имели убытков в отчетном периоде.

Таким образом, все лица, которые имели в отчетном году операции, отвечающие таким признакам, должны отчитаться по ним в налоговые органы.

Оквэд в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год

Порядок заполнения уведомления предполагает соблюдение некоторых правил. В частности, на титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, необходимо указать свой вид деятельности. ФНС России в письме от 09.11.

2016 № СД-4-3/21206@ рассказала, что Оквэд в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен быть указан по новой классификации, хотя необходимые поправки к приказу до сих пор не утверждены.

Таким образом, при заполнении показателя “Код ОКАТО” необходимо указать действующий код ОКТМО. Кроме того:

  • в пункте “Код предмета сделки (код по ОКП)” должен стоять код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • в пункте “Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД” – код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Однако при представлении уточненных отчетов и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды необходимо указываеть тот же код по ОКВЭД, который был указан в первичных документах.

Выглядеть заполненный лист документа должен так:

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год и особенности его заполнения

Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать в какой форме: бумажной или электронной, ему удобнее сдать этот отчет. Главное, соблюдать установленные правила его оформления, в частности:

  • при заполнении формы от руки разрешено использовать чернила черного,синего или фиолетового цвета;
  • поля в бланке должны быть заполнены слева направо;
  • все записи делаются заглавными печатными буквами (как в машинном, так и в рукописном варианте);
  • исправления, корректировки и двусторонняя печать не допускаются;
  • нумерация страниц сквозная и сдаются даже незаполненные листы;
  • при отсутствии показателей ставятся прочерки, стоимостные значения указываются в полных рублях;
  • код ОКП в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен соответствовать ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Сдать эту отчетную форму можно в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Организации с обособленными подразделениями отчитываются по мету нахождения головного офиса. Крупнейшие налогоплательщики сдают уведомление в ту ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете.

Пример заполнения раздела 1Б

Отдельное внимание нужно обратить на особенности формирования и подачи многотомных Уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде.

ФНС отмечает, что все файлы, превышающее 1024 мегабайт, или zip-архивы, объемом больше 60 мегабайт, следует разбить на несколько файлов меньшего объема. Сделать это можно с помощью специального бесплатного программного обеспечения, разработанного ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Такое приложение обеспечивает деление файла утвержденного формата, на несколько томов меньшего объема в том же формате.

Если налогоплательщик использует другое программное обеспечение, ему необходимо принимать во внимание основные принципы деления файла, реализованные в вышеуказанном бесплатном программном обеспечении. Все эти принципы налоговики довели до организаций и ИП в своем письме.

Сдать отчет необходимо не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки. При выпадении этой даты на выходной, срок переносится на первый рабочий день в обычном порядке.

Ответственность за непредставление

Если налогоплательщик не представит уведомление в установленный законодательством срок — до 20 мая 2017 года, его ожидает ответственность по статье 129.4 Налогового кодекса РФ. Аналогичные санкции предусмотрены при подаче уведомления, содержащего недостоверные сведения по сделкам за 2016 год.

Контролируемые сделки: критерии, таблица, порядок заполнения уведомления для ФНС

Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок.

Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2020 года в 2021 году.

Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2019 году, и будут действовать для сделок 2021 года.

Характер контролируемой сделкиПризнаки, указывающие на контролируемую сделкуСумма сделки для признания ее контролируемой
Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб.
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль к деятельности, по которой заключена сделка (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ)
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны и облагаемое по процентной ставке
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лицСделки с посредниками, которые:
  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина
Один из взаимозависимых участников сделки не является налоговым резидентомСделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ), если сделка не включена в закрытый перечень из п. 4 ст. 105.14 НК РФСовокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2020 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2020 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделкиПризнаки, указывающие на контролируемую сделкуСумма сделки для признания ее контролируемой
Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложенияСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплатыСовокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зонСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыльСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условияхСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДССовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ)Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лицПосредник занимается только перепродажей товаровДоход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговлиВ результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы  
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицамиВсе удовлетворяющие характеристике сделкиДоход от сделки не имеет значения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2020 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2021. Организации направляют его в налоговый орган по месту своего нахождения, физические лица — по месту жительства.

Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.

Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020 год

Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица

руб.Нормативное основаниеСтороны являются взаимозависимыми лицамиНе важноНе установлен

П. 1 стат

105.14Приравненные к зависимым лицаЛишние посредникиНе установленПодп. 1 п. 1 стат. 105.14ВЭД по установленным группам биржевых товаровТоварные группы перечислены в п. 5 стат. 105.1460Подп. 2 п. 1 стат. 105.14Участник – лицо, входящее в перечень по Приказу № 108н от 13.11.07 г.Не важно60

Подп. 3 п. 1 стат. 105.14

Стороны являются взаимозависимыми лицами (п. 2 стат. 105.14)Суммарный объем договоров1000Подп. 1 п. 2 стат. 105.14Одна из сторон договора уплачивает НДПИ согласно процентному тарифу60Подп. 2 п. 2 стат. 105.14Одна из сторон договора работает по специальной налоговой системе – ЕСХН либо ЕНВД100Подп. 3 п. 2 стат. 105.

14Одна из сторон договора уплачивает прибыль по тарифу в 0 % либо совсем освобождена от начислений в части налога на прибыль60Подп. 4 п. 2 стат. 105.14Одна из сторон договора признается участником ОЭЗ либо СЭЗ, применяя установленные льготы по прибыли60Подп. 5 п. 2 стат. 105.

14Одна из сторон договора ведет деятельность по добыче углеводородного сырья согласно стат. 275.260

Подп. 6 п. 2 стат. 105.14

Одна из сторон договора считается региональным участником инвестиционного проекта и применяет особые условия начисления прибыли60Подп. 7 п. 2 стат. 105.14Одна из сторон договора считается участников «Сколков» и не платит НДС60

Подп. 8 п. 2 стат. 105.14

В то же время не считаются по требованиям действующего законодательства контролируемыми нижеперечисленные разновидности сделок между:

  1. Лицами, участниками одной КГН.
  2. Лицами, регистрация которых проведена территориально в одном субъекте России, не имеющими подразделений и филиалов, а также убытков в части прибыли и платежей по налогу с прибыли в прочие регионы России.
  3. Лицами, ведущими деятельность согласно стат. 275.2 в отношении новых месторождений.
  4. Сторонами, оформляющими кредиты либо депозиты межбанковского вида, краткосрочного характера (до 7 календарный дн.).
  5. Российскими сторонами, ведущими деятельность в сфере военно-технического характера с зарубежными странами.

При градации договоров и признании сделок контролируемыми налоговики проводят анализ полноты объемов налоговых платежей по прибыли, НДС, подоходному налогу и НДПИ. При выявлении занижения налогов выполняется доначисление сумм бюджетных обязательств, недоимки и пеней. Если стоимость договора была намеренно увеличена, цена также корректируется, но в сторону уменьшения.

Вывод – действующее Законодательство РФ тщательно контролирует потенциальных участников заключаемых сделок. Ими могут признаваться российские предприятия или компании, ведущие деятельность в РФ, а также физлица и предприниматели

Внимание могут привлечь и договора, не попадающие напрямую под перечисленные в стат. 105.14 условия, но признанные контролируемыми по судебным решениям

Отчитываться налогоплательщикам по вышеупомянутым договорам необходимо ежегодно до 20 мая на утвержденном ФНС бланке.

Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем.

Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы.

Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.

  • Если сделки между ними превышают 1 млрд. руб. в год
  • Если одна из таких организаций находится на УСН и сделки между ними превышают 60 млн. руб. в год
  • Если одна из организаций является плательщиком ЕСХН или ЕНВД и сделки между ними превышают 100 млн. руб. в год

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020 год

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Контролируемыми сделками считаются те, что подлежат проверке ФНС на предмет отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов (например, по НДС). Данные действия — противозаконны.

Попасть в категорию, где сделки находятся на особом контроле у налоговиков, можно по разным причинам. Среди присутствующих в налоговом кодексе критерий особенно выделяются три

Так, особое внимание налоговых органов вызывают контракты, в которых во время их заключения были подписи «лишних» посредников. Не избежать контроля и в том случае, если при заключении сделки один из участников оказался без статуса налогового резидента РФ

Помимо таких нюансов, привлечь внимание налоговиков к проводимым сделкам фирмы могут и высокими оборотами по контракту, годовая величина которых превышает 100 000 000 рублей. Для того чтобы сделка стала контролируемой ФНС, не обязательно один из участников должен быть нерезидентом РФ

Попасть под дополнительный контроль налоговиков могут как российские, так и иностранные фирмы.

Несмотря на критерии и поводы их применения, вызвать такой же интерес могут любые лица, которые во время сделки, к примеру, осуществили необоснованное увеличение стоимости, влекущее за собой существенное снижение налога. Хотя стоит оговориться, что суды неодобрительно смотрят на действия ФНС относительно лиц, которые не являются зависимыми. Об этом присутствует информация в решении ВС от 1 февраля 2016 года номером АКПИ15-1383.

Контролируемые сделки кто относится к этой категории, таблица 2020 года

Независимо от того, какой формат применяется для заполнения, форма документа не изменяется. Состоит он из первого титульного листа и 4 разделов.

В каждом блоке должна быть отражена только правильная и актуальная информация. Стоит помнить, что заполненное уведомление не подлежит скреплению.

Запрещено в документе выполнять процедуру исправления внесенных данных либо другие меры корректировок информации.

Предприниматели всегда ищут лазейки для снижения налоговых сумм, и проводимые между контрагентами финансовые сделки не являются исключением.

Об этом знают и в налоговых органах, именно по этой причине были приняты контролируемые сделки, таблица, созданная на 2020 год, поможет каждому владельцу бизнеса решить вопросы, связанные с контрактами и дополнительным интересом к бизнесу со стороны ФНС.

Контролируемые сделки в 2020 году — таблица с критериями

  1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом.

    При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:

    • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
    • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  2. Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  3. Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.

Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Критерии контролируемых сделок в 2020 году

Налоговый резидент — это физлицо, которое на момент установления наличия или отсутствия данного статуса (например, в связи с необходимостью исчислить подоходный налог) находится в России не менее 183 дней из 12 идущих подряд месяцев

Между периодами его нахождения могут быть любые паузы: к примеру, он может жить одну неделю в России, другую — за границей, но важно, чтобы за 12 месяцев в России он находился хотя бы на 1 день дольше

В соответствии со ст. 105.15 НК РФ инспекторы ФНС вправе истребовать у объектов налогового контроля документацию относительно определенной сделки либо группы однородных сделок. В такой документации могут отражаться сведения, перечисленные в п. 1 ст. 105.15 НК РФ, в частности:

Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

Контролируемые сделки

Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Контролируемые сделки

Согласно установленным налоговым нормам, контролируемыми сделками между лицами являются сделки между взаимозависимыми сторонами, с учетом их особенностей и порядка проведения.

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ.

Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование.

Оно может быть  осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами

В соответствии с положениями действующего НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами могут быть приравнены следующие:

  • совокупность сделок, в роли предмета которых выступает реализация определенных товаров, оказание услуг, либо выполнение работ, которые совершаются с участием лиц посредников, не являющихся взаимозависимыми. При этом наличие третьих лиц не будет приниматься в расчет налоговыми органами при условии, что данные лица не выполняют никаких дополнительных требований и функций, а также не принимают на себя абсолютно никаких рисков и не используют собственные активы и методы для проведения данной совокупности сделок;
  • сделки, в понятие и определение которых входит внешняя торговля товарами мировой биржи;
  • сделки между взаимозависимыми лицами, при которых у одного из данных лиц местом проживания или регистрации является территория, которая включена в специальный список, утвержденный Министерством Финансов РФ.

Сделка взаимозависимых лиц, местом регистрации или проживания которых является РФ, будет правомерно признана контролируемой при выполнении хотя бы одного из следующего списка условий:

  • общая сумма и сведения о доходах по данным сделкам, проведенным в определенный отчетный период, не превышает 1 млрд. рублей;
  • одна из сторон данной сделки между взаимозависимыми лицами является законным налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых. При этом в понятие и определение предмета данной сделки должно входить добытое ранее полезное ископаемое;
  • одна, либо обе стороны данной сделки являются законными налогоплательщиками, которые применяют специальный режим и методы налогообложения – единый налог на вмененный доход и т.д.;
  • одна, либо обе стороны данной сделки были освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль организации;
  • хотя бы одна из данных сторон сделки между взаимозависимыми лицами является законным резидентом особой экономической зоны, в которой установленный налоговый режим предусматривает специальные льготы в отношении налога на прибыль организации.

Обстоятельства для признания сделки контролируемой

Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.

Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.

Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.

Сделки, не признаваемые контролируемыми

Налоговое законодательство РФ устанавливает определенный список сделок между лицами, признание которых контролируемыми невозможно по причине определенных обстоятельств.

Не могут быть признаны контролируемыми следующие приравненные сделки:

  • сторонами которых являются участники консолидированной группы налогоплательщиков. При этом исключение будут составлять те сделки, в предмет и определение которых входит полезное ископаемое, добытое ранее, которые является непосредственным предметом налогообложения;
  • сторонами которой являются лица, которые удовлетворяют абсолютно всем указанным требованиям: их регистрация была осуществлена в одном субъекте РФ и они не имеют дополнительных обособленных подразделений на других территориях, они не наделены обязанностью по обязательной уплате налога на прибыль в других регионах РФ. Помимо этого, у данных лиц не должно иметься никаких финансовых убытков, в том числе и за прошедшие налоговые периоды. У них также не должны иметься основные признаки, сведения, обстоятельства и условия для признания совершаемых ими сделок контролируемыми.

Отсутствие правовых оснований для признания сделки тех или иных лиц контролируемой означает, что на ни в коем случае не может быть признана таковой даже в том случае, если один критерий, либо несколько подходят для осуществления данной процедуры.

Предмет контролируемых сделок

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг.

В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д.

Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения.

Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

Особенности признания сделок контролируемыми

Процедура признания тех или иных сделок контролируемыми содержит свои этапы, порядок, нюансы, последствия и иные особенности. Только признание сделки между лицами контролируемой дает налоговому органу законное право по проверке ее цены и ее сравнения с действующими рыночными ценами.

Контролируемые сделки представляют собой сделки между взаимозависимыми сторонами, а также приравненные к ним сделки.

Основной механизм контролируемых сделок направлен на то, чтобы компании и организации не смогли самостоятельно манипулировать ценами.

Последствия таких манипуляций нередко направлены на вывод налоговой базы из России в оффшорные страны, либо на получение дополнительных льготных условий, потому что за данные манипуляции не предусмотрена никакая ответственность.

Так, например, трансфертные цены, которые являются внутренними значениями, часто используются крупнейшими холдингами и корпорациями в целях уменьшения налога на прибыль. То есть, общая прибыль группы лиц может быть распределена так, что основная ее часть будет переведена в государство с меньшими налогами.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Контролируемые сделки и ТЦО 2017: критерии, таблица, расчет, штрафы | «Правовест Аудит»

Что такое контролируемые сделки 2016 критерии таблица

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • — выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

О правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: