Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Содержание
  1. Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы
  2. Бюджетная задача
  3. Смягчение и консолидация
  4. Бюджет России в цифрах на 2020 год и прошлый период
  5. Из чего формируется
  6. Расходные статьи
  7. Основное
  8. Оплата министерств
  9. Правительственные затраты
  10. Прочее
  11. Показатели прошлых лет
  12. 2016
  13. 2017
  14. 2018
  15. 2019
  16. Актуальные показатели 2020 года
  17. Прогноз
  18. Бюджет России на 2021 год в цифрах
  19. Общие характеристики
  20. Из чего будут складываться доходы
  21. Основные статьи расходов
  22. Заключение на проект бюджета–2021
  23. Основные параметры бюджетов
  24. 1. Прогноз социально-экономического развития на 2021 – 2023 годы
  25. 2. Макроэкономические показатели (в среднесрочном прогнозе)
  26. 3. Доходы
  27. 4. Расходы
  28. 5. Государственные программы
  29. 6. Национальные проекты
  30. 7. ФАИП
  31. 8. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг
  32. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
  33. Внебюджетные фонды
  34. Ознакомиться с заключением на законопроект 2020 года можно по ссылке.
  35. Бюджет РФ на 2021 год в цифрах
  36. Как формируют федеральный бюджет?
  37. Какие доходы и расходы заложены в бюджет на 2021 год?
  38. Что значит «дефицит бюджета»? Это плохо?
  39. Что тогда произойдет с государственным долгом?
  40. Какой окажется инфляция?
  41. А чего ожидать от курса рубля?
  42. Что приносит в бюджет наибольшие доходы? И сколько будет стоить нефть?
  43. На что государство потратит деньги?

Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы

Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Консервативная бюджетная политика последних 20 лет дает правительству широкое пространство для маневра в условиях кризиса

Государственный бюджет — концентрированное выражение экономической политики, он должен дать ответы на вызовы, стоящие перед обществом и государством. Это тем более важно сейчас, когда мир столкнулся с тяжелым и беспрецедентным за последние сто лет кризисом, имеющим в основе неэкономические предпосылки. На его фоне быстро формируются контуры и механизмы будущего общества и будущей экономики.

Бюджетная задача

Представленный правительством проект федерального бюджета на 2021–2023 годы готовился в уникальных условиях внешних шоков с неопределенными кратко- и среднесрочными последствиями, причем не только для нашей страны.

И уже это делает работу над бюджетом исключительно трудной, требуя от его разработчиков сочетания одновременно твердости и гибкости. Сразу скажу, что, по моему мнению, правительство с этим вызовом в целом справилось.

Следует отметить, что проект имеет очевидные признаки бюджета развития, то есть он нацелен на решение как антикризисных задач, так и на реализацию долгосрочных национальных приоритетов, определенных указом президента России от 21 июля 2020 года.

Активная бюджетная политика, нацеленная на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации, при этом предполагает и меры бюджетной консолидации на фоне падения доходов, что позволит жестко контролировать расходы и не допустить бюджетного кризиса.

В российских условиях бюджет является важнейшим способом смягчить удар кризиса для людей и предприятий. Уже в 2020 году антикризисные меры (прямые расходы, снижение налогов и отсрочки уплаты налогов) составили порядка 3,5–3,8% ВВП, что позволило существенно ограничить глубину экономического спада, который ожидается на уровне 4% ВВП (весной ожидания были гораздо более драматическими).

Можно утверждать, что в России меры бюджетной поддержки оказались одними из наиболее эффективных: в Германии аналогичная поддержка составляла 4,8% ВВП при спаде 6%, в США — 11 и 4,2%, во Франции — 5,1 и 9,8% соответственно. И в дальнейшем предполагается достаточно осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов, с учетом того, что важен не только объем, но прежде всего эффективность.

Бюджет предполагает превышение расходов над доходами, что вполне естественно в условиях кризиса. В течение всего трехлетнего периода прогнозируется дефицит с трендом на сокращение. Образующийся разрыв должен покрываться за счет повышения налогов (в меньшей мере) и бюджетных заимствований (основной источник покрытия дефицита).

Правительство демонстрирует гибкость в налоговой сфере. С одной стороны, поднимается налогообложение крупного бизнеса и физических лиц с высоким уровнем доходов. С другой стороны, снижаются налоги для некоторых категорий налогоплательщиков, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса и ИТ-компаний.

В ближайшие три года можно ожидать достаточно стабильного поступления доходов бюджета — их динамика укладывается в 16–17% ВВП. Ежегодный прирост доходов в номинальном выражении составит: в 2021 году 5,1%, в 2022 году 10,0%, в 2023 году 7,9%, что выше уровня прогнозируемой инфляции.

Дефицит бюджета будет покрываться почти исключительно за счет нетто-заимствований на внутреннем рынке — на 2–2,5% ВВП в год.

Ожидается заметный рост объема госдолга — с 12,3% ВВП на начало 2020 года до 21,4% ВВП к концу 2023-го, а также расходов на его обслуживание при сохранении резервов ФНБ (более 10% ВВП). В 2022–2023 годах тенденция на сокращение бюджетных расходов сохраняется.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних заимствований не противоречит требованиям бюджетной и долговой стабильности. Долг остается низким по международным сравнениям.

Смягчение и консолидация

Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.

Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.

Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание.

С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая.

По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.

Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса.

И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя.

Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.

Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.

Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния.

Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность.

В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.

Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).

По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.

Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.

Бюджет России в цифрах на 2020 год и прошлый период

Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Госбюджет — это основной документ, разрабатываемый правительством РФ. Его формируют с целью грамотного распределения правительственных средств на один год. В основе бюджета субъектов Российской Федерации положено 2 части: открытая и закрытая.

Анализ первой части необходим для расчета отчислений на поднятие социальной планки жизни населения, а также расчета денег на пенсионные выплаты. На основе анализа закрытой части просчитываются другие закономерности затрат.

Из чего формируется

Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.

Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.

Сформированный проект передается на рассмотрение президенту РФ. Только после одобрения президента проект передается на утверждение в парламент.

Любую казну формируют отрасли экономики. Казну России составляет баланс суммы затрат и суммы доходов. Методы ее формирования следующие:

  • Бюджетный. Он основывается на налоговых отчислениях и зарегистрированных в государственных предприятиях;
  • Кредитный. Он основан на получении процентов с займов, взятых в других государствах.

Политика формирования казны заключается в прогнозировании доходов и затрат, разработки финансовых проектов, контроля исполнения поставленных задач и анализ итогов.

Расходные статьи

«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.

Основное

Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.

Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.

Относительно целей, деньги можно поделить на:

  • Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
  • Затраты на здравоохранение страны.
  • Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
  • Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
  • Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение государственного долга. Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
  • Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.

Оплата министерств

Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.

На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.

Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.

Важно заметить, что на казну министерства благосостояния выделяется до 703,1 млн евро. По данным Минблага государственная казна должна быть значительно повышена в следующем году. Планируется повысить и пенсионные выплаты.

Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.

Правительственные затраты

Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.

Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.

В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.

Прочее

Все государственные расходы выступают в следующих формах:

  • Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
  • Строительство за счет вложения капитальных вложений.
  • Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.

Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.

Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос. бюджета.

Показатели прошлых лет

Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

2016

Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

  • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
  • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
  • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

Доля бюджетных расходов была неоднородна. В первую очередь государство отчисляло средства на социальную политику. Это 27,7 % всей доли бюджета. Затем средства отчислялись на оборону — 19,2 % всех сбережений. После, на национальную экономику и правоохранительные системы. Далее, по уменьшению средства отчислялись на значимые сферы экономики.

2017

Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:

  • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
  • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
  • Дефицит составлял 2.753 руб.

В 2017 году курс доллара составлял 67,5 рублей, что значительно меньше, чем на сегодняшнее время. Относительно процентной политики нет различий с политикой 2016 года. В первую очередь средства уходят на следующие статьи:

  • Социальная политика — 30,8%.
  • Оборона страны — 17,2%.
  • Национальная экономика — 12,8% и так далее по убыванию.

2018

За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

Относительно процентной политики средства распределяются следующим образом:

  • 30,96% уходит на социальную политику.
  • 17,01% уходит на национальную оборону.
  • 14,11% уходит на национальную экономику.

Таким образом 2018 год дал очень мощный толчок для развития экономики других лет.

2019

2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:

  • Отчисления на соц.политику 24,5%.
  • Нац. оборону — 14,6%.
  • Нац. экономику — 13,2%.
  • Правоохранительную деятельность — 11,3.

И так далее по убыванию расходов экономики.

Актуальные показатели 2020 года

2020 год значительно изменяет экономическую картинку. Относительно 2019 года она сильно изменилась. Согласно прогнозам все нефтегазовые расходы должны упасть на 400 млрд. рублей.

Суммы получаемых дивидендов будут перераспределены между отраслями. Значительно увеличатся доходы от НДС — это, примерно, 8 трлн. Против прошлых 5,9.

Опираясь на статистические данные можно смело сказать, что Россия сможет уверенно войти в первую пятерку крупнейших экономических держав.

Согласно Федеральному Закону под номером 380 «О Хозяйственных партнерствах» на территории страны между предпринимателями и другими членами хозяйствования возможно установить такие отношение, при которых обязанности сторон строго регламентированы и поэтому обязательны к выполнению. Министерства регулируют правовые отношения между сторонами, а также процессы реорганизации и ликвидации.

Экономика страны находится под пристальным контролем властей, что принципиально важно при выстраивании долгосрочных и приносящих прибыль отношений между членами хозяйства.

Прогноз

В настоящее время правительство РФ нацелено активно тратить денежные средства на национальные проекты страны. Государство в праве самостоятельно определять важность реализации проектов.

Известно, что в 2020 году Президент РФ выделил около 1862,7 миллиардов рублей на развитие проектов, что говорит о важности исполнения намеченных государством целей. О том, каков путь развития экономики в 2021, 2022 годах пока сложно судить.

Бюджет России на 2021 год в цифрах

Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Бюджет России на 2021 год и плановые 2022-2023 гг. утвержден Федеральным законом № 385-ФЗ, подписанным Президентом 8 декабря 2020 года. В основных цифрах впервые за три года наблюдается дефицит – расходная часть превысит доходную.

Подобная картина объясняется множеством факторов: коронавирусными ограничениями, экономическим локдауном, вынужденными дополнительными расходами на меры поддержки государства для граждан и экономики в целом.

Причем Министр финансов Антон Силуанов прогнозирует такую тенденцию как минимум до 2024 года.

Общие характеристики

Главный финансовый документ России на 2021 год базируется на объеме ВВП 115 533 млрд руб. и инфляции не более 3,7%. С учетом указанных значений основные бюджетные показатели выглядят так:

  • доходы – 18,77 трлн руб.;
  • расходы – 21,52 трлн руб.;
  • дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП или 12,8% от суммы расходов);
  • экономический рост – 3,3%.

Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2021 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).

Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно.

Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении.

Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.

Из чего будут складываться доходы

В 2021 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль).

В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2020 году).

Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

Среднегодовая цена барреля нефти марки Urals заложена в бюджете на уровне 45,3 долл. Но все расчеты в документе базируются на цене 43,3 долл. Дополнительные доходы, полученные от разницы, будут направлены в Фонд национального благосостояния.

Средняя стоимость барреля российской нефти в 2019 г. составляла 63,8 долл., в сентябре 2020 г. – 41,8 долл.

Поступления в казну из других сфер принесут в 2021 году 12,8 трлн руб. (около 11% ВВП), в том числе за счет:

  • внутреннего и импортного НДС – 4,5 и 3,1 трлн руб.;
  • налога на прибыль – 1,2 трлн руб.;
  • внутренних и импортных акцизов – 951 и 105 млрд руб.;
  • ввозных пошлин – 701 млрд руб.;
  • НДФЛ – 60 млрд руб.

Дополнительное поступление средств в бюджет России обеспечат следующие меры:

  • повышение ставки НДФЛ до 15% (при годовом заработке более 5 млн руб., но увеличенная ставка будет взиматься только с суммы превышения);
  • налогообложение доходов граждан по крупным банковским вкладам (за вычетом необлагаемой суммы процентов);
  • увеличение на 20% акцизных ставок на табачную продукцию;
  • рост налога на добычу металлов и удобрений.

Основные статьи расходов

По расходам бюджета можно судить о приоритетах власти относительно развития России. При формировании документа на 2021 год Правительство ориентировалось на 2 основных вектора:

  1. Социальные государственные обязательства перед населением;
  2. Национальные цели развития, определенные Президентом РФ.

В бюджете 2021 года предусмотрено сокращение общих расходов. Если в 2020 году они составляли 23,7 трлн руб., то на текущий год запланировано потратить 21,52 трлн руб. Первая шестерка расходных статей выглядит так (в триллионах рублей и в процентах от общего объема расходной части):

  • социальная политика – 5,6 (26%);
  • национальная экономика – 3,3 (15,5%);
  • национальная оборона – 3,1 (14,5%);
  • нацбезопасность и правоохранительная деятельность – 2,5 (11,4%);
  • национальные проекты – 2,2 (более 10%);
  • общегосударственные вопросы – 1,6 (7,4%).

Таким образом, на 2021 год складывается уже почти традиционная картина, когда социальные траты практически равны бюджетным тратам на содержание силовиков и армии.

Среди других особенностей расходной части бюджета:

  1. Существенное сокращение трат на чиновников (раздел «Общегосударственные вопросы). По сравнению с 2020 г., когда в эту статью было заложено 3,6 трлн руб., суммы сократятся более чем в 2 раза – до 1,6 трлн руб.
  2. Рост затрат на здравоохранение. Из бюджета выделят на 15% больше по сравнению с предыдущим годом – 1,1 трлн руб. Так, дополнительные 138,1 млн руб. получит Федеральное медико-биологическое агентство на мероприятия, связанные с разработкой вакцины против коронавируса.
  3. Увеличение финансирования для СМИ. Общая сумма составит 0,5% расходов или 102,8 млрд руб. Так, Первому каналу государство выделит на 6 млрд руб. больше, ВГТРК – на 3,6 млрд руб., Russia Today – на 776 млн.

В бюджете России 2021 года предусмотрена индексация пенсий по старости с 1 января на 6,3% и социальных пенсий с 1 апреля на 2,6%. Кроме того, будет проиндексирован на 3,7% материнский капитал. Выплата на первого ребенка составит 483 882 руб. (+17 265 руб.), на второго – 639 432 руб. (+22 815 руб.), размер доплаты на второго (если маткапитал был ранее оформлен на первенца) – 155 550 р.

Все указанные выше цифры не являются окончательными. В течение 2021 года Правительство может внести корректировки с учетом фактического исполнения бюджета.

Заключение на проект бюджета–2021

Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Основные параметры бюджетов на 2021–2023 годы

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты регионов

Внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС)

Основные параметры бюджетов

К бюджетам бюджетной системы относятся федеральный, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты внебюджетных фондов.

Анализ основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики представлен в подразделе 3 Заключения и Приложении 1 к нему. Информацию об изменении законодательства РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ можно найти в Приложении 2 этого подраздела Заключения.

1. Прогноз социально-экономического развития на 2021 – 2023 годы

Подготовленный Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 годы (среднесрочный прогноз) разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.

Несмотря на то, что варианты среднесрочного прогноза должны базироваться на различных предпосылках в отношении внешних условий, разница между ними невелика, а тенденции развития схожи. Так, ни в одном из вариантов не был учтен риск второй волны пандемии.

Кроме того, ряд показателей консервативного варианта носят целевой характер. Поэтому мы полагаем целесообразным:

  • разграничить базовый и консервативный варианты прогноза в соответствии с Порядком разработки прогноза;
  • дополнительно разрабатывать целевой вариант прогноза, предусматривающий достижение национальных целей.

2. Макроэкономические показатели (в среднесрочном прогнозе)

Согласно среднесрочному прогнозу, в 2020 году ожидается относительно умеренное снижение ВВП – на 3,9%. Но если учесть уже частично реализовавшийся риск второй волны и текущую динамику, есть вероятность того, что снижение ВВП в 2020 году превысит прогнозное значение. По нашим оценкам, в зависимости от сценария развития ситуации в экономике, оно может составить от 4,2% до 4,8%.

В прогнозе также указано, что в 2022 и 2023 годах ВВП будет расти темпами не ниже 3% в год. На фоне показателей последних лет это амбициозная задача. Счетная палата считает, что темпы роста российской экономики не превысят 3%, а в условиях более медленного восстановления мировой экономики и введения частичных карантинных ограничений в ряде стран, останутся в диапазоне около 2%.

Согласно документу Минэкономразвития, рост ВВП будет основываться на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

Однако Счетная палата полагает, что для стимулирования инвестиционного спроса и перезапуска инвестиционного цикла могут потребоваться дополнительные усилия, а риски более существенного снижения доходов населения могут негативно отразиться на динамике показателей потребительского спроса.

Подробнее ознакомиться с результатами анализа макроэкономических показателей можно в Подразделе 2 полной версии Заключения.

3. Доходы

Доля нефтегазовых доходов бюджета увеличится в 2021 – 2023 годах с 28,7% до 33,6%. Соответственно, доля ненефтегазовых снизится с 71,3% до 66,4%.

Риски недопоступления по налоговым и неналоговым доходам федерального бюджета могут составить:

  • 2021 год – 46,1 млрд рублей;
  • 2022 год – 69,7 млрд рублей;
  • 2023 год – 100 млрд рублей.

Подробнее об анализе доходов федерального бюджета можно прочитать в Подразделе 6 полной версии Заключения. Информация об обосновании прогноза поступлений доходов содержится в Приложении к этому подразделу. Там также можно найти анализ информации, содержащейся в реестре источников доходов, прогнозных показателей налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

4. Расходы

  • 2021 год – 21,5 трлн рублей;
  • 2022 год – 21,9 трлн рублей;
  • 2023 год – 23,7 трлн рублей.

Существенных изменений в функциональной структуре расходов не произошло. Наибольшая их часть по-прежнему направлена на социальную политику. Но к 2023 году доля этого направления в % ВВП постепенно уменьшится.

Если на образование расходы в 2021 году останутся такими же как в 2020 году – 0,9% ВВП, то к 2023 году – они сократятся до 0,8% ВВП. Аналогичная ситуация со здравоохранением.

Суммарно за период с 2020 года снижение произойдет с 1,2% до 0,8% ВВП.

К 2023 году планируется повышение суммарной доли расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в общем объеме расходов федерального бюджета: с 23,8% в 2020 году до 25,8%.

Счетная палата отмечает, что в новом законопроекте будут увеличены расходы по статьям, по которым ранее фиксировался наибольший объем неисполненных бюджетных назначений. А именно по разделам: «Национальная экономика», «Национальная оборона» и «Общегосударственные вопросы».

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом расходы в 2021 году увеличены на 329,2 млрд рублей (или на 1,6%), в 2022 году уменьшены на 555,9 млрд рублей (или на 2,5%).

Посмотреть подробнее структуру расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств бюджета можно в Приложении 3 к Подразделу 3. Информация о зарезервированных бюджетных ассигнованиях находится в Приложении 4 к Подразделу 3 Заключения.

5. Государственные программы

Законопроектом предусматривается увеличение расходов (открытая часть) на 2021 год по 4 из 7 госпрограммам, по которым в 2019 году оценка эффективности (по методике Правительства Российской Федерации без учета «особенностей») соответствует низкому уровню.

Более того, по экспертной оценке Счетной палаты, 31 из 45 госпрограмм, то есть 68,9% от общего количества госпрограмм, в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования, из них 29 госпрограмм не соответствуют отраслевым стратегическим документам. В 33 госпрограммах значения по 267 показателям неизменны, в 32 госпрограммам значения по 263 показателям со слабовыраженной динамикой. По нашему мнению, значения этих показателей необходимо пересмотреть.

В паспортах госпрограмм отмечается избыточность показателей. По нашему мнению, такое количество показателей не позволяет концентрировать средства на приоритетных направлениях социально-экономического развития. По этой же причине невозможно полноценно контролировать реализацию госпрограмм и принимать эффективные управленческие решения.

Информация о финансировании непрограммных направлений представлена в Приложении к Подразделу 9.

6. Национальные проекты

Расходы на реализацию 12 национальных проектов и комплексного плана:

  • 2021 год – увеличение на 55,3 млрд рублей (по сравнению с предыдущим годом);
  • 2022 год – увеличение на 362,8 млрд рублей; 
  • 2023 год – увеличение на 171,9 млрд рублей.

В состав национальных проектов входит 75 федеральных проектов. В 2021 году по 12 федеральным проектам предусматривается увеличение бюджетных ассигнований, по 57 – уменьшение, по 5 федеральным проектам бюджетные ассигнования не изменяются.

7. ФАИП

В федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021-2023 годы, как и ранее, планируется включить объекты, которые не готовы к началу строительства. Счетная палата неоднократно отмечала, что включение таких объектов в ФАИП приводит к срыву сроков ввода их в эксплуатацию.

Кроме того, отмечается недостатки подготовки главными распорядителями обоснований необходимости включения в проект ФАИП объектов без наличия необходимой документации, а также методических рекомендаций Минэкономразвития России по формированию этих обоснований.

Можно констатировать, что при планировании расходов на ФАИП не удалось обеспечить необходимый уровень информационного взаимодействия и цифровизации. Причинами этого стали: неполнота и недостаточная актуальность сведений, содержащихся в информационном ресурсе ФАИП.

8. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг

Дефицит бюджета составит:

  • 2021 год – 2,8 трлн рублей (2,4% ВВП);
  • 2022 год – 1,2 трлн рублей (1% ВВП);
  • 2023 год – 1,4 трлн рублей (1,1% ВВП).

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета станут внутренние заимствования. Они увеличатся по сравнению с 2020 годом, что приведет к росту бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга. Доля расходов на его обслуживание также возрастет.

Расходы на обслуживание государственного внешнего долга будут следующие:

  • 2021 год – 2,2 млрд долларов США (158,6 млрд рублей);
  • 2022 год – 2,2 млрд долларов США (163,3 млрд рублей);
  • 2023 год – 2,3 млрд долларов США (170,8 млрд рублей).

С начала 2021 года и до начала 2024 года планируется увеличение государственного долга с 20,3 трлн рублей (19,1% ВВП) до 28,4 трлн рублей (21,4 % ВВП). При этом доля внутреннего долга (в совокупном объеме государственного долга) также будет увеличиваться (77,8% – 2021 год; 79,3% – 2022 год; 80,8% – 2023 год).

Совокупный объем ФНБ составит:

  • 2021 год – 12,5 трлн рублей;
  • 2022 год – 12,6 трлн рублей;
  • 2023 год – 13,5 трлн рублей.

Объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, составит:

  • 2021 год – 8,2 трлн рублей;
  • 2022 год – 8,4 трлн рублей;
  • 2023 год – 9,3 трлн рублей.

Прогнозируемый объем средств ФНБ (на счетах в Банке России) превышающий 7% прогнозируемого объема ВВП, по расчетам, составит на конец 2021 года 150,9 млрд рублей, или 0,1 % прогнозируемого объема ВВП на 2021 год.

Подробнее о динамике средств ФНБ в 2019 – 2023 годах можно прочитать в Приложении 5 к подразделу 3. Дополнительная информация о дефиците, динамике государственного долга, а также информация об его изменении и структуре представлена в подразделе 17 и в Приложении к этому разделу.

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

По результатам анализа исполнения консолидированных бюджетов в 2017 – 2020 годах прослеживается тенденция на «сдерживание» регионами расходных обязательств.

Государственный долг регионов на 1 сентября 2020 года увеличился до 2,2 трлн рублей. Прирост показателя произошел в 39 субъектах Российской Федерации. Счетная палата видит риск неустойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов.

Сумма межбюджетных трансфертов составит:

  • 2021 год – 2,8 трлн рублей;
  • 2022 год – 2,8 трлн рублей;
  • 2023 год – 2,9 трлн рублей.

Внебюджетные фонды

Анализ основных показателей бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ говорит о росте доходов и расходов в абсолютном выражении. Источниками финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 – 2022 годы будут являться переходящие остатки.

Сбалансированность бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году будет обеспечена за счет остатков средств другого вида обязательного социального страхования.

Источниками финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2021 – 2022 годы будут переходящие остатки.

Ознакомиться с заключением на законопроект 2020 года можно по ссылке.

Бюджет РФ на 2021 год в цифрах

Бюджет рф на 2021 год в цифрах

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2021 год и плановые 2022–2023 годы. В его основу положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития России на данный период.

Им предусматривается постепенное восстановление мировой экономики на фоне сохраняющихся ограничений по причине пандемии коронавируса.

Российская же экономика, в соответствии с прогнозом, в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%.

pixabay.com

Как формируют федеральный бюджет?

Фактически федеральный бюджет является законом, в котором правительством расписываются будущие доходы и расходы государства на выполнение обязательств перед гражданами.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько средств будет направлено, скажем, на здравоохранение, а сколько — на оборону. В то же время, это так же и прогноз — какой окажется инфляция, сколько государство заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Также зачастую можно услышать прочие наименования — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — он принимается законодательными властями на местах, планирующими расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть как субъекта, так и всей страны — он включает в себя в принципе все бюджеты системы, принимаемые на конкретной территории.

Вас заинтересует: Где взять кредит, если везде отказывают

Какие доходы и расходы заложены в бюджет на 2021 год?

pixabay.com

2021 год должен быть в некотором роде переходным — доходы пока не возвратятся к докризисным показателям, а расходы будут больше запланированных раньше. В итоге российское правительство закономерно запланировало дефицитный бюджет. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, таким он и будет как минимум до 2024 года.

Так, в 2021 году доходы бюджета составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. Причем в процентном отношении к объему ВВП траты уменьшатся — с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда данный показатель составит 115,5 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке в 2020 году доходы бюджета будут на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — порядка 4,7 трлн рублей.

Для мобилизации доходов государство предприняло такие меры как увеличение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных россиян.

Это и увеличение ставки НДФЛ в ряде случаев до 15%, и внедрение подоходного налога на проценты по вкладам, увеличение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр некоторых нефтяных льгот и прочее.

Однако цифры способны меняться — государство всегда уточняет бюджет, принимая во внимание фактическое его исполнение.

Что значит «дефицит бюджета»? Это плохо?

Дефицитом бюджета является превышение расходов бюджета над его доходами. Профицитом, напротив, когда доходы больше расходов.

На уровне личного бюджета одного человека либо даже семьи профицит, естественно, смотрится привлекательнее, однако не все так просто, если имеется в виду бюджет целого государства.

В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны являться сбалансированными, а расходы равны доходам.

Однако гражданам России в обычной жизни непросто увидеть разницу, сбалансированный, дефицитный либо профицитный бюджет составило правительство. Поскольку дефицит не ведет к моментальному экономическому краху — это явление вообще довольно нередкое. Скажем, с 2011 по 2019 год все российские бюджеты являлись дефицитными.

И напротив, профицит не ведет сразу к нереальным улучшениям. Скажем, в кризисный 2008 год профицит бюджета составлял 1,6 трлн рублей. В то время этому способствовала высокая стоимость нефти, торгуемой в долларах.

По большей части, играет роль отношение уровня дефицита либо профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит государство желает по большей части посредством государственных заимствований.

Что тогда произойдет с государственным долгом?

Государственные заимствования будут главным источником финансирования бюджетного дефицита, что даст возможность удержать социальную направленность бюджета и ориентир на постепенный рост, рассчитывают власти. В итоге общий государственный долг возрастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, либо 28,4 трлн рублей, по результатам 2023 года. Причем главный рост пришелся все-таки на 2020 год.

Так или иначе величина российского государственного долга сейчас пребывает на безопасном уровне и является одной из наиболее низких в мире, говорил не так давно Антон Силуанов.

Какой окажется инфляция?

Правительство считает, что цены в 2021 году станут выше в среднем на 3,7%. Это все еще меньше 4%, остающихся основной целью Центробанка.

ЦБ РФ на последнем заседании совета директоров в сентябре изменил прогноз по инфляции: в условиях осуществляемой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, возможно, составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и лишь в 2022 году возвратится к целевым 4%.

А чего ожидать от курса рубля?

По базовому прогнозу государство в долгосрочной перспективе ждет умеренного ослабления валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году.

Причем в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», отмечается в проекте закона о федеральном бюджете.

Что приносит в бюджет наибольшие доходы? И сколько будет стоить нефть?

pixabay.com

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, не нефтегазовые — 12,8 трлн рублей. А значит, в общем объеме доходов нефтегазовые поступления составят 31,9%. Причем, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП не нефтегазовые ближайшие 3 года будут стабильными — на уровне приблизительно 11%, а нефтегазовые станут выше — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Еще сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) добавит в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль даст бюджету еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ приходится 60 млрд рублей, на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Проектом закона предусмотрено, что усредненная стоимость нефти марки Urals, экспортируемой Россией, будет $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах.

Причем сам проект составлен в соответствии с заложенной по бюджетному правилу ценой Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы больше данного уровня будут направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

В 2019 году российская нефть продавалась в среднем за $63,8 за баррель, а в 2020 году — лишь $41,8, по прогнозам Минэкономразвития в начале сентября.

Вас заинтересует: Где взять беспроцентный кредит — 11 способов

На что государство потратит деньги?

«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — написано в сообщении правительства.

Как раз в разделе «Социальная политика» в 2021 году запланированы наиболее крупные затраты — приблизительно 5,6 трлн рублей (что составляет 26% от общего объема бюджетных трат). Причем социальные расходы станут выше на 4,5% в сравнении с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.

На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.

А вот финансирование нацпроектов уменьшится приблизительно на 9% — с запланированных раньше 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.

О правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: